c53f0d4aa642a9329eb7e38515127d1b.jpg
eb50a04b26126a4f96b051ad4ddf87e1.jpg
f8072319b23c1ff419f1b079c2b367e3.jpg
  • Интересно
  • Легенды
  • Исторические места
  • Красоты
  • Отели
Наш Крым

В 1882 г. появилось и первое самостоятельное жанровое произведение Рубо на бытовую тему - картина «Улица в Ермолинцах Подольской губернии». В следующем году эта картина была представлена на выставке в Петербургской Академии художеств на продажу с объявленной ценой в 2 000 руб.

Рубо решил этот вопрос в соответствии со своими убеждениями - художественная выставка не должна быть местом для политических демонстраций. Художник искренне радовался каждой награде, полученной участником Русского отдела выставки.

Весной, когда студенты отправлялись на этюды, Рубо уезжал к семье в Мюнхен.

По проекту архитекторов А. Г. Кора- бельникова, А. А. Кузьмина, С. И. Кучанова и главного инженера Ю. А. Аврутина построили в Москве на Кутузовском проспекте к 150-летию Бородинского сражения.

Идея создания панорамы, посвященной знаменитой обороне Севастополя 1854-1855 гг. возникла у Рубо, вероятно, еще во время работы над его первой панорамой - «Штурм аула Ахульго».

Факт пребывания Франца Алексеевича Рубо в Севастополе в мае- июне 1902 г. подтверждают этюды с подписью автора, датированные 1902 г. Это «Горнист и заряжающий солдат», «Раненый солдат и солдат с сапогом», «Раненый матрос и матрос с ружьем» и др.

Последующая работа над Панорамой велась в Мюнхене, т. к. огромную картину нельзя писать в мастерской, необходимо иметь специальное здание. Конечно, лучше всего создавать произведение прямо на месте, но и это было невозможно, т. к. к строительству здания в Севастополе только приступили.

Поиск помещения

Художник решил подыскать подходящее помещение в Мюнхене. И хотя в конце XIX в. Мюнхен был центром по созданию панорам, где под руководством известных мастеров группы художников и одаренных студентов создавали огромные панорамные картины, найти нужное помещение не удалось, а прежнее, в котором ранее Рубо работал над панорамой «Штурм аула Ахуль- го», оказалось занятым. Франц Алексеевич решил построить новое за собственный счет. Муниципалитет г. Мюнхена предоставил в его распоряжение свободный участок земли недалеко от статуи Бавария (13), где в конце 1902 г. появилось оригинальное деревянное сооружение на бетонном основании, напоминавшее арабский шатер или калмыцкую кибитку огромных размеров. Центральная часть достигала высоты 10 саженей (свыше 21 м), второй скат крыши высотой 7,5 сажени (~ 16 м). Каркас здания обшили досками, утеплили опилками, с внешней стороны оббили просмоленным картоном (толем).

По периметру здания уложили рельсы, по которым двигалась высокая платформа (эшафордаж) с деревянными площадками на различных уровнях, что позволяло авторскому коллективу выполнять художественные работы единой живописной картиной (высота до 14 м). В здании решили и вопрос с отоплением, установив три коксовые печи, трубы которых находились на расстоянии 4 саженей (~ 8,5 м) от холста. В центре располагалась смотровая площадка с круглым подиумом. Через световой фонарь в кровле свет попадал на полотняный зонт-рефлектор и, отражаясь, освещал ровным светом холст.

Еще весной 1902 г. прибыл заказанный художником высококачественный крупнозернистый холст шириной 6,5 м, изготовленный на бельгийской фабрике Моммена. Холст, сшитый полосами в высоту, вверху был закреплен на деревянном кольце, внизу - на железном. Получился полотняный цилиндр диаметром 39,8 м, высотой 14,7 м (длина окружности основания 115 м). Шесть мастеров Мюнхенской Академии художеств загрунтовали холст после его проклейки. На грунтовку холста израсходовали 223 кг осетрового клея, 416 кг цинковых белил, 110 кг вареного масла, 1500 куриных яиц (14).

К работе над Панорамой Ф. Рубо привлек талантливых учеников - 20 студентов Баварской Академии художеств и коллег по Мюнхенской академии - Л. Шенхена, О. Мерте и К. Фроша. Немногим более трех месяцев понадобилось, чтобы перенести рисунок с эскиза на холст (15). К. Фрош помогал Рубо в написании воздушной перспективы и пейзажей на дальнем плане, Л. Шенхен и О. Мерте занимались жанровой частью картины, а Л. Шенхен, кроме того, помогал писать пейзаж (16). Рубо осуществлял общее руководство, отвечал за наиболее сложные места, где необходим был четкий показ характерных движений и батальных сцен.

Работая над Панорамой, Рубо нередко прибегал к консультациям военного историка и писателя, генерала от инфантерии А. М. Зайонч- ковского, одного из членов Комитета по организации празднования юбилея обороны Севастополя. Отношения, носившие первоначально официальный характер, переросли в дружеские. Часто бывая в семье Зайончковских, художник приобщился к их увлечению животными, с большой наблюдательностью и юмором изобразил он домашних любимцев в рисунке-карикатуре «Собаки». Есть у него и карандашный набросок «Урок танца у Зайончковских» - дружеский шарж на гостей.

Рубо не оставался в Мюнхене без внимания заказчиков Панорамы. И. Н. Протопопов трижды в 1903 г. приезжал для наблюдения за ходом выполнения работ, контроля за достоверностью изображения исторических событий. В порядке обсуждения автору был высказан ряд замечаний.

В отчете за июнь и июль 1903 г., фотокопия которого хранится в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя, отмечалось, что топография местности дана правильно, но произошли некоторые отступления по той причине, что художник пользовался фотографиями начала XX в., и, следовательно, со всем тем новым, что появилось на местности после Крымской войны. Кроме того, колорит местности, по мнению проверяющего, дан более насыщенный, в «сильных зеленых тонах», что якобы не характерно для этого времени года. Некоторые пожелания касались изменения размеров и расположения укреплений (17).

Художник не раз сокрушался по поводу того, что представители Комитета мешают ему, ограничивая в свободе живописной характеристики героев, конкретной индивидуализации образов, что они «больше смотрят, как пришиты пуговицы и надеты мундиры, но не хотят видеть под этим мундиром душу человеческую» (18). По этому поводу, спустя четыре года после открытия Панорамы, в 1909 г., «Вестник знаний» № 6 писал: «Единственным недочетом панорамы являются резервы. Изображенные по настоянию г.г. военных в шинелях и портупеях, они режут взгляд своей скучной однообразностью».

К лету 1904 г. работа над Панорамой была завершена. Непосредственно над картиной и предметным планом художник трудился два года. Рубо получил официальное разрешение в течение трех дней открыть Панораму для посещения. Первыми ее увидели жители г. Мюнхена. Произведение художника-баталиста, чье имя было хорошо известно в Германии, произвело на посетителей сильное впечатление.

Затем картину накатали на 14-метровый деревянный вал с поперечным сечением около метра и разместили на двух сцепленных платформах, детали предметного плана - в отдельном вагоне. В таком виде Панорама 15 августа 1904 г. была доставлена в Севастополь. По утверждению Г. Терновского, груз весил более 720 пудов (свыше 11т; только картина 14 м х 115 м площадью 1610 м2, написанная масляными красками, весила 2,5 т (19). В Севастополь доставили также полотняный зонт-рефлектор из Брюсселя.

Согласно контракту, работы по установке Панорамы должны были завершиться осенью 1904 г., а открытие состояться во время праздничных торжеств, посвященных 50-летнему юбилею обороны. Об этом информировала газета «Крымский вестник» от 26 июня 1903 г.: «Председатель Строительной комиссии по восстановлению памятников Севастопольской обороны получил от Комитета телеграфное уведомление о том, что Государь Император повелеть соизволил юбилей Севастопольской обороны праздновать в 1904 г. - осенью». Но праздничные мероприятия были отложены до 1905 г., о чем автора известил А. М. Зайончковский. Художник был обеспокоен этим обстоятельством, так как опасался, что «свежо написанная панорама может испортиться». Кроме того, он считал, что «панорама может принести хороший доход либо для увеличения флота, либо для раненых» (20).

30 августа 1904 г. Рубо прибыл в Севастополь вместе со своими помощниками-коллегами К. Э. Тиром и И. Я. Перельманом. Он остановился в гостинице «Гранд-Отель» (ул. Екатерининская). Все это время с момента доставки Панорама находилась на железнодорожной станции, т.к. из-за отсутствия автора Комиссия по восстановлению памятников не имела права получить доставленный груз. Этот факт подтверждает письмо Ф. А. Рубо, отправленное из Севастополя своей матери в Мюнхен 4 сентября 1904 г.: «Я прибыл сюда в прошлый понедельник, но до сегодняшнего дня не имел ни минуты свободной, чтобы сообщить Вам о себе. Моя панорама еще не перевезена в предназначенное для нее здание. Сегодня, наконец, заставил погрузить ящики на две повозки, но здесь меня постигла неудача: колесо одной повозки сломалось, и ящики со злосчастной панорамой провели ночь под открытым небом. Назавтра, в воскресенье, мы запряжем 12 лошадей и, надеюсь, перевезем ее.» (21).

В Севастополе художники оказались в сложной ситуации, т. к. здание для размещения Панорамы, строившееся уже более двух лет, все еще не было полностью готово, хотя возведению его придавалось большое значение. Еще в марте 1902 г. Петербургская Академия художеств объявила конкурс на лучший проект здания. Газета «Крымский вестник» поместила 8 марта 1902 г. сообщение о том, что Ф. Н. Еран- цев и архитекторы А. М. Вейзен и Г. П. Долин составили проекты здания Панорамы и памятников обороны Севастополя и отправили их на рассмотрение в Петербургскую Академию художеств.

В письме графу И. И. Толстому, вице-президенту Петербургской Академии художеств, А. М. Зайончковский сообщил в феврале 1902 г.:

 «Имею честь препроводить Вам, согласно Вашему желанию, присланный мне полковником (22) Энбергом эскиз здания панорамы с обозначением главных размеров».

 

Из 14 проектов, представленных на конкурс, комиссия судей отметила три лучших - под девизами «4», «На святой», «Ахтиар». По своим художественным достоинствам и простоте они соответствовали требованиям архитектурного решения при столь скромной сумме (70 тыс. руб.), ассигнованной на возведение здания (23).

Башня здания заказывались в Германии. Из докладной записки А. М. Зай- ончковского известно, что Ф.-О. И. Энберг по приказанию Великого князя Александра Михайловича был командирован в Мюнхен «для осмотра предполагаемого к покупке железного каркаса здания панорамы» (31).

Чем же можно объяснить, что этому неординарному событию - открытию Панорамы, общего памятника защитникам Севастополя, было уделено так мало внимания, не состоялись запланированные праздничные мероприятия, посвященные 50-летнему юбилею обороны?

Административно Панорама относилась к Музею Севастопольской обороны и находилась в ведении комиссии музея.

Что ищем?
Calendar
Calendar

Что ищем?
Calendar
Calendar

Что ищем?
Calendar
Calendar
  • Туры
  • Отели
  • Авиабилеты
Галерея
Категории
Ваши предложения

Пишите пожалуйста Ваши просьбы, предложения по расположению модулей, новых разделов и переделке сайта так ,чтобы он был удобен Вам, наши дорогие пользователи.

Именно для Вас мы и работаем.

Ждём Ваши письма на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ваши отзывы

Вы хотите поделиться отзывами о путешествии в Крым?

Великолепно !!!

Отправляйте свои рассказы на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Лучший рассказ получит приз администрации сайта